воскресенье, 15 марта 2009 г.

Антоним событийности. Версии

Противопоставила событийность отчужденности, но у коллег, читавших рабочий вариант моей статьи, есть и другие версии антонимов: обыденность, повседневность. Что же точнее?

Фрагмент из моего текста:
«В качестве альтернативы традиционному способу обучения, где основной целью педагогической работы является передача ученикам культурных норм и информации («знаний», но знаний отчужденных, данных ученику максимально в готовом виде, вне контекста их поиска, открытия, а порой мучительного порождения человеком), мы предлагаем говорить о событийном образовании, - в нем происходит реализация наиболее важных жизненных мотивов учеников, и при этом сам процесс образования воспринимается как значимый и захватывающий. Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознается человеком как значимая (поворотная) в его собственном образовании. Здесь человек обретает новые знания, наращивает компетентности, способности, собственную субъектность (список можно продолжить), вынужден менять стереотипы действий. При этом он является активным участником происходящего, глубоко его переживает и сам оценивает его как событие в своем образовании.
Событийность – характеристика образования, противоположная отчужденности; образование событийно постольку, поскольку его участники удерживают смыслы, цели, контексты этой деятельности».


Википедия:
Отчуждение (англ. alienation) —
1) это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности
(деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность),
которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним;
2) процесс, в котором люди становятся чуждыми миру, в котором живут.


Ожегов:
ОБЫДЕННЫЙ, –ая, –ое; –ден, –денна. Обыкновенный, заурядный. Обыденное явление.

сущ. обыденность, –и, ж.


Ушаков:
ПОВСЕДНЕ'ВНОСТЬ, и, мн. нет. ж. (книжн.)
Отвлеч. сущ. к повседневный. П. забот.
ПОВСЕДНЕ'ВНЫЙ, ая, ое.
Ежедневный, постоянный, обычный. Повседневная работа. Повседневные заботы. Повседневная жизнь.

Ожегов:
СОБЫТИЕ, –я, ср. То, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни. Историческое с. Неожиданное с. Международные события.

прил. событийный, –ая, –ое (книжн.). Событийная линия пьесы (последовательность описываемых событий).

2 комментария:

  1. очень хотелось бы посмотреть ту твою статью с опросом людей по поводу запомнившихся им образовательных событий. может приведешь здесь в блоге? а то как-то суховато без примеров.

    ОтветитьУдалить
  2. «Что такое событие? Какие ассоциации вызывает у тебя это слово? Что ты считаешь событием/событиями в своем обучении в школе?» Эти вопросы мы задавали старшеклассникам и выпускникам школ. (Опрошено 35 человек от 15 до 35 лет.)
    «Событие - это то, что случается неожиданно или очень грандиозно, нарушая привычное течение жизни, как правило, размеренной и привычной». «Событие – это то, что необычно!»
    По полученным данным, старшеклассники и выпускники школы считают событиями в собственном школьном обучении:
    - ситуации, где ученик успешен, получает большой объем положительных эмоций («почти все уроки немецкого языка, потому что я на них была всегда лучшей»);
    - интересные и нестандартные уроки, особенно вне стен класса и школы («поход в питомник, где мы учились сажать саженцы деревьев на уроке природоведения, и в клуб юных натуралистов, где учились ухаживать за животными», «разыгрывание небольших спектаклей по классике на уроках литературы, просмотр интересного кино по физике вместо скучной лекции, бизнес-игра была как-то всей школой»), и вообще учебу у нестандартного, интересного учителя;
    - производственную практику («на заводе впервые увидела ксерокс, огромные тогда были, но нас к нему не подпустили»), работу волонтером;
    - ситуации-вызовы - учебные ситуации, учебные задания, которые потребовали большого вложения личного времени и личных сил, конкурсы и соревнования («участие нашего школьного хора в конкурсе и победа после долгих репетиций»), другие ситуации, где можно «других посмотреть и себя показать», как, например, семинары и конференции;
    - ситуации риска («итоговые контрольные – я к ним не готовился»);
    - острые, важные ситуации в межличностных отношениях (влюбленность; конфликт с учителем; поведение учителя, которое заставило задуматься, удивило, вызвало чувство несправедливости и т.п.);
    - ситуации, когда обучение, намеренно или случайно, отменялось («сбежать с уроков, приход новенького, заболел препод, неожиданно отменили что-то...»);
    - чудеса и приключения («за правильный ответ в читательской викторине полагался приз – его определяла вертушка, из лежавших вокруг вертушки призов мне нужнее всего был двухтомный сборник лирики русских и советских поэтов; помню, как, пока вращалась стрелка, я мысленно шептала: «пусть эти книжки достанутся мне, они все равно никому больше не нужны», - и чудо свершилось!);
    - учебу в интересной школе («мы в школе буквально жили, задерживались допоздна, не хотели идти домой, и все эти годы были для меня событием»; ср., наоборот: «В школе событий не было! Событием стала для меня учеба в педучилище, где нас называли на «вы», были педмастерские, возможность что-то исследовать, обсуждать… там я начала жить!»).

    Твои ответы здесь тоже есть:)

    ОтветитьУдалить